Google+

О детском спорте (на сайте НН-Мама)

Как выбрать спортивную секцию, чтобы не навредить ребенку

Анонс: До начала нового учебного года осталось совсем чуть-чуть, и многие родители, чьи дети раньше не занимались спортом, озабочены тем, какой вид спорта предпочесть. Мы выяснили у специалиста, как выбрать секцию, чтобы не навредить ребенку ни физически, ни психологически

До нового учебного года осталось 10 дней, и большинство детей уже вернулось с отдыха, чтобы подготовиться к школе или детскому саду. Но, кроме школы или дошкольного учреждения, многие посещают различные кружки и секции. А если кто-то из детей еще и не начинал заниматься спортом, то его родителям как раз сейчас предстоит решить вопросы: какой вид предпочесть и что лучше – индивидуальный спорт или командный? С этим и другими вопросами мы обратились к профессионалу – главному тренеру нижегородской детской хоккейной команды «Космос» Алексею Валерьевичу Кормакову.

- Алексей Валерьевич, сразу хочу задать глобальный вопрос: как сегодня обстоят дела с детским спортом в Нижнем Новгороде? Есть дефицит секций или «выбирай – не хочу»?

- В последние годы Нижегородская область очень продвинулась в этом вопросе, когда начали строиться ФОКи. Это было абсолютно правильное решение – создать шикарные условия для занятия физкультурой и спортом. Нижегородская область просто семимильными шагами продвинулась в этом направлении вперед. Ведь ФОК – это полностью оборудованное для занятий различными видами спорта современное здание, в котором работают многочисленные ДЮСШ – выбирай, чем хочешь заниматься.

- Вот, по поводу «выбирай». Как выбрать? Как родителям определиться, чем нужно заниматься дошкольнику или младшему школьнику, если ребенок сам ничего еще не смыслит в видах спорта?

- Во-первых, нужно понять, что очень рано отдавать ребенка в секцию не нужно. В 3-4 года, как сейчас стало модным у родителей, малышу еще, как правило, не нужно заниматься спортом, достаточно домашней физкультуры. Я знаю, что многие родители хотят отдать в спорт совсем маленьких детей. Кому-то не дают покоя лавры Шараповой или Буре – ранняя слава, деньги – следовательно, нужно как можно раньше отдать ребенка в секцию, чтобы он быстрее начал расти как спортсмен. А кто-то приходит к тренеру и говорит: «У ребенка столько энергии! Возьмите его». Но в 3-4 года уровень развития ребенка еще такой, что он просто не может понять многие упражнения, чего от него хотят. Был у нас такой случай: мы на улице проводили эстафету для маленьких, дети бегут, а один мальчонка заинтересовался цветочком, ему все равно, что эстафета – это командное соревнование, и он всех подводит. Другие дети на него смотрят с недоумением, а ему все равно. Рано! Лучше приводить в 5-6 лет, даже в 6 лучше. А до этого возраста родители должны просто заниматься с ребенком, чтобы он привык к физкультуре, к движениям, к занятиям с каким-то инвентарем – в зависимости от желаемого вида спорта: мячом, теннисной ракеткой или клюшкой. Ему надо просто привыкнуть - как руки держат ракетку, развивать координацию, научится ощущать зрительную дистанцию, силу своих рук… В раннем возрасте школа мастерства не нужна, ему нужна тут только помощь родителей, а не тренера.

- Но есть же виды спорта, в которых результаты показывают уже в самом юном возрасте: фигурное катание, гимнастика…

- Да, конечно, нужен индивидуальный подход. Иногда и по четырехлетке понятно, что ему пора заниматься и именно таким-то видом спорта. Но это не массовый случай. Большинству детей этого совсем не нужно.

- А как понять, какой вид спорта подойдет ребенку?

- В ГДР раньше была замечательная практика – в школах занимались почти всеми видами спорта, и там смотрели на детей – кому и что подходит, а потом уже выбирали для ребенка специализацию. У нас эти функции должны выполнять родители. Но, к сожалению, чаще родители выбирают тот вид спорта, который нравится им, а не который подходит ребенку. Был у нас такой случай: во время тренировки дети прыгали в длину, и один мальчик прыгнул так, словно ему в спину дул сильный ветер. Я родителям говорю: «Ему же надо легкой атлетикой заниматься, а не хоккеем»! А они – и папа, и мама – сами занимались когда-то легкой атлетикой и говорят: «Нет, мы хотим, чтобы он занимался командным видом: коллектив и все такое…»

- Наверное, еще можно посоветовать смотреть на генетическую предрасположенность? Например, родителям, где и мама, и папа высокие, не стоит отдавать ребенка в секцию гимнастики, а коренастым родителям – в секцию баскетбола.

- К сожалению, многим родителям в голову не залезешь. Нравится им какой-то вид спорта, и о генетике и конституции ребенка они не думают. Или просто не знают об этом ничего. И это плохо! Потому что, скажем, отдали полную неповоротливую девочку в секцию гимнастики, чтобы она там постройнела, а она будет чувствовать себя неловко, ей все будет хуже даваться, в результате – психологическая травма. Родители могут внушать, что «терпенье и труд все перетрут», и есть примеры, когда не слишком выдающие физически люди становились заметными, но не великими (!) спортсменами. Однако, это – единицы. И нужно, чтобы не самый спортивный ребенок сам горел желанием чего-то добиться, а не просто послушался родителей и пошел добиваться результатов потом и кровью. В большинстве своем, неправильно выбранный вид спорта вместе с особыми ожиданиями и требованиями родителей может нанести травму ребенку и в физическом плане, и в психологическом.

- Как же тогда быть? Как девочке стать стройной, а толстому мальчику – уверенным в себе? Для таких детей спорт закрыт?

- Для таких детей спорт обязателен! Только нужно, чтобы родители адекватно отнеслись к возможностям своего ребенка. Потому что есть спорт высших достижений, а есть спорт – для здоровья, физкультура. Я бы советовал родителям отдавать ребенка в любую секцию, все равно в какую, только без установки на какие-то спортивные достижения. В фигурное катание – просто иди, научись кататься, и все. В плавание – научись плавать, похудей. Не надо ставить высокие планки ни в своей голове, ни в голове ребенка. Вообще, лет до 10 пусть ребенок занимается спортом просто для того, чтобы двигаться, чтобы прочувствовать необходимость движения, чтобы ребенок научился общаться с другими детьми в команде, научился вниманию к другим, ответственности. Это очень важно! А уже после 10 лет определяться, к чему он больше склонен физически и что ему больше нравится.

- Раз уж мы заговорили о спорте высоких достижений, то, как вы считаете, правы ли те врачи, которые утверждают, что полезна исключительно физкультура, а спорт калечит?

- Ну, мы не будем сейчас обсуждать спорт мирового уровня, там своя специфика. А, если говорить о детском спорте, то в нашей стране есть такая опасность. Например, за границей дети играют в футбол легким мячом, а у нас – тяжелым, профессиональным. Кстати, сами родители часто покупают детям экипировку, которая дороже – профессиональная, не задумываясь о том, что детский инвентарь не просто так придуман. Представляете нагрузку на суставы ребенка, когда он - сам еще маленький, а на тренировках пинает тяжелый взрослый мяч. А потом все удивляются, чего это у молодого человека так рано начали суставы болеть? К сожалению, у нас долгое время не было грамотного отношения к нагрузкам – какую давать конкретному ребенку. Например, положат на спину тяжелый металлический «блин» и в приседе заставят гусиным шагом ходить всех детей в секции. Для одного ребенка это более или менее нормально, а для другого – катастрофа. Это же огромная нагрузка и на суставы, и на позвоночник! Достижение высоких результатов, конечно, подразумевает риск для здоровья. Надо понимать, что для здоровья все-таки физкультура, а не спорт.

Сейчас ситуация выправляется. Но все-таки у нас в стране спорт еще не на том уровне, чтобы предусмотреть все риски. Финансирования недостаточно и часто спорт не живет, а выживает. Поэтому, скажем, в той же футбольной секции от безысходности могут положить прямо на грунт более дешевое тонкое травяное покрытие, и дети бегают, словно по бетонке, травмируя ноги и позвоночник. Но что делать, если денег нет на другой вариант покрытия, а у родителей нет возможности возить ребенка через весь город в более материально обеспеченную секцию?

- Как же учесть все, чтобы ребенок был здоров и физически, и психологически, занимаясь спортом? Как выбрать, в какую именно секцию пойти, если с видом спорта все-таки определились?

- А как школу выбирают? Конечно, чаще - по месту жительства, но ведь и расспрашивают соседей, знакомых, учащихся: что за школа, какие там педагоги, какой уровень преподавания… Так же и с со спортивной секцией. Нужно обратить внимание не только на оснащенность тренировочной базы, но и на то, в каких отношениях дети между собой, что за взаимоотношения с тренерами, чем там живут помимо тренировок. Мы вот, например, с командой «Космос» каждый год ездим отдыхать на Горьковское море. Команде уж 37 лет, но у нас такая атмосфера, что те, кто уже давно перестал заниматься хоккеем, не прерывают отношения с командой, мы все общаемся.

- А вы в свою команду берете толстеньких, неповоротливых, заведомо не самых способных к хоккею?

- Берем, конечно! Для нас самое главное – чтобы ребенок двигался, занимался спортом и учился жить в коллективе.

- А как же психологические травмы, если у ребенка, по сравнению с другими детьми в секции, что-то не получается?

- У нас в команде такая атмосфера, такие взаимоотношения, что ни один ребенок не почувствует себя каким-то неполноценным. Над этим любой тренер должен работать.

- Значит, даем нижегородским родителям еще один совет при выборе секции: разузнайте побольше о тренере, к которому отведете ребенка – что он за человек?

- Да, это очень важно.

Елена Сагиева, редактор сайта НН-Мама.

Google+

© Космос-клуб 2017